Выставка «Александр Лабас. Неизвестные портреты» проходит в театре «Мастерская П.Н. Фоменко»

Выставка «Александр Лабас. Неизвестные портреты» пройдет в московском театре «Мастерская П.Н. Фоменко» с 17 марта по 31 мая 2023г. Впервые выставка выдающегося художника-авангардиста открывает малоизученные страницы его творчества, – она составлена из живописных и графических работ, выполненных исключительно в жанре портрета. Причем, многие из 80 представленных работ, никогда ранее не экспонировались. Временной период создания работ – более полувека – с 1929 по 1983гг.

Искусство и культура 6+

Александр Лабас известен широкому зрителю как мастер передачи движения и скорости на холсте (недаром он был членом-учредителем Общества Станковистов (1925г.), уделявшего идее движения особое внимание). Чуть более узкий круг знает и любит его как художника-фантаста, увлеченного просторами космоса и внеземной жизни. И лишь немногие знакомы с его портретным творчеством, в котором живописец раскрывается как тонкий лирик и знаток человеческих душ.


 

На выставке в «Мастерской Фоменко» представлены образы современников художника-ровесника ХХ века (Лабас родился в 1900 г. и прожил 83 года). Это известные, а порой и легендарные личности, с большинством из которых он был хорошо знаком: Святослав Рихтер, Мартирос Сарьян, Илья Машков, Давид Бурлюк, Соломон Михоэлс, Илья Эренбург, а также Альберт Эйнштейн, которого художник лично не знал, но очень почитал. Есть портреты и зарисовки неизвестных людей, сведения о которых по крупицам собирала искусствоведческая группа при подготовке к проекту.


 

Лаконичные названия картин говорят о многом: «Почтальонша», «Девушка в самолете» или скрывают ту или иную историю за портретным изображением, увлекая зрителя в круговерть лиц – физиков и лириков, артистов и ученых. Привлекают внимание выразительные женские образы, которые всегда удавались художнику особенно тонко. Отдельный раздел экспозиции посвящен «семейному портрету»: Лабас в течении разных этапов своего творчества часто изображал себя самого, своих супруг, сына Юлика и внучку Алису.


 

Каждый портрет воспринимается сегодня как свидетель времени – прошлого века, такого сложного и неоднозначного, но чрезвычайно разнообразного.

Сооснователи Фонда А. Лабаса и Р. Идельсон, невестка художника Раймонда Лабас (которой и принадлежит идея проведения такой выставки) и внучка Алиса Лабас, давно мечтали показать эти портреты зрителям.

Раймонда Лабас: «Кто-то скажет: Безмолвные портреты? Нет, всегда живые. Мы были рядом, и я помню какое внимание он уделял своим моделям, большинство из которых были близкими друзьями. Для меня это очень долгожданная экспозиция».

Алиса Лабас: «Мы живем, знакомимся с людьми, заводим друзей и создаем свой круг. Эти люди остаются в нашей памяти на всю жизнь. Но, к сожалению, мы – не художники – не можем запечатлеть образ, даже самых близких, и дать ему вторую жизнь. Александр Лабас смог».

Кстати, художник, помимо живописных, рисовал также очень емкие словесные портреты. Вот что он писал об С. Михоэлсе: «…в первый момент можно было сказать: некрасивый, странный какой-то, с этой выпяченной губой, с поднятыми бровями. Но в следующий момент приковывали внимание глубокие, всевидящие глаза, а над ними – красивый, похожий на купол из меди, лоб и по бокам, как занавес, кудрявые волосы. Сначала поражала строгость и монументальность его головы, а затем не меньше – неожиданная его улыбка. Она была такая теплая, душевная и располагающая, так много говорила о нем, как о хорошем и мудром человеке».

Или о первой встрече с И. Машковым, в студии у которого занимался в 1912-17гг.: «С беспокойством я слушал, о чем он говорил, и рассматривал его. Высокий, атлетического сложения человек с чуть прищуренными глазами, решительными жестами объяснял все в совсем незнакомом мне характере и иногда очень резко указывал на недостатки…»

Выставка не случайно проходит в театральном пространстве. Свои творческие эксперименты в середине 1920-х гг.  Александр Лабас начинал именно как театральный художник. Его персонажи существуют в особой «лабасовской» атмосфере, всегда сосредоточенны, погружены в размышления. Словно играют в пьесе, им написанной и поставленной.

Кураторская группа: Алиса Лабас, Наиля Рустаева, Елизавета Линнайнмаа

Выставку подготовили Фонд сохранения художественного и культурного наследия живописцев Александра Лабаса и Раисы Идельсон и Московский театр «Мастерская П.И. Фоменко».

***

В рамках проекта будут проходить кураторские экскурсии, а также арт-квест.

Свободное посещение выставки в марте возможно в следующие дни: 19.03, 20.03, 21.03, 23.03, 26.03, 30.03, 31.03 – с 18:00 до 19.10. Расписание дней посещения выставки в апреле и в мае будет опубликовано в соцсетях и на сайтах театра и Фонда А.Лабаса и Р.Идельсон.

Поделиться:

Серия событий
Последнее прошло 31 марта 2023 в 18:00

Москва
набережная Т.Шевченко, 29. Новая сцена театра "Мастерская П.Н. Фоменко"
Показать на карте

Уже есть билет
Восстановить

Поделиться:

Связь с организатором

Напоминаем, что для того чтобы восстановить билет организатору можно не писать.

На этот адрес придёт ответ от организатора.

Подпишитесь на рассылку организатора

Восстановление билета

Введите адрес электронной почты, указанный при регистрации на событие

Обращаем внимание на то, что билеты должны были прийти к вам на почту сразу после покупки.

Возврат билета

Если вы хотите вернуть билеты, вы можете сделать это по ссылке из письма с билетами или оформить запрос организатору в вашем  личном кабинете.

Подробнее о возврате билетов